Рядные ТНВД
Рядные ТНВД — это классический вариант насосов. Их конструкция это вертикальное однорядное или двухрядное расположение плунжерных пар ( рисунок 1 – Рядный ТНВД). Графическое отображение конструкции их устройства можно представить так, как это показано на рисунке 2.
Основной спектр использования подобных ТНВД – тяжёлая и грузовая техника российского производства (Кам..аЗ, например) или иностранного, возраст которой уже превышает 10 лет. В то же время такие ТНВД наиболее надёжны и достаточно неприхотливы к качеству используемого топлива. Кроме того, именно рядные ТНВД отличаются сравнительной лёгкостью и относительно широкими возможностями для собственной регулировки и ремонта.
- штуцер напорной магистрали;
- клапанное седло;
- клапанная пружина;
- корпус для насосной секции;
- клапан для нагнетания;
- выпускное и впускное отверстия;
- плунжерная наклонная поверхность;
- плунжер;
- втулка;
- плунжерный управляющий рычаг;
- пружина возвратная плунжерная;
- толкательная пружина;
- толкатель роликовый;
- кулачок;
- рейка зубчатая.
Некоторые особенности ремонта рядных ТНВД
Рядные топливные насосы высокого давления периодически выходят из строя, что побуждает задуматься об их ремонте. А в самом худшем случае и о замене. В то же самое время при проведении ремонтных работ достаточно часто можно ограничиться лишь мелким ремонтом или регулировкой. Гораздо реже происходят случаи, когда возникает необходимость в осуществлении капитального ремонта.
Последний же предполагает собой замену плунжерных пар, пружин клапанов, толкателей плунжеров, нагнетательных и перепускных клапанов. В обязательном порядке замене также подлежат все виды используемых уплотнителей и прокладок.
В целом же стоит отметить, что при необходимости заменяются абсолютно все элементы и детали, которые подверглись механическому износу. В том случае, если нецелесообразно проводить замену комплектующих, стоит прибегнуть к замене ТНВД на новый.
Электронные системы управления рядными ТНВД
Рис.1 Рядный ТНВД с электронным управлением:
1 – гильза; 2 – втулка управления; 3 – рейка подачи топлива; 4 –плунжер; 5 – кулачковый вал; 6 – электромагнитный клапан начала подачи топлива; 7 – вал управления регулирующей втулкой; 8 – электромагнитный регулятор количества топлива; 9 – индуктивный датчик положения рейки; 10 – вилочное соединение; 11 – диск; 12 – топливоподкачивающий насос.
Как и в обычном рядном ТНВД, оснащенном механическим регулятором, количество впрыскиваемого топлива является функцией положения управляющей рейки подачи топлива 3 и частоты вращения вала привода ТНВД. Управление рейкой осуществляется с помощью специального электромагнитного регулятора количества топлива 8, присоединенного непосредственно к ТНВД. Электромагнитный регулятор состоит из катушки и сердечника, воздействующего на рейку ТНВД. Положение рейки насоса определяется индуктивным датчиком положения рейки 9, закрепленным на ней. В катушку электромагнитного регулятора, в зависимости от сигналов входных датчиков температуры двигателя, частоты вращения вала насоса, положения педали управления рейкой и др. от блока управления поступает ток возбуждения различной величины. При этом сердечник регулятора, втягиваясь под воздействием магнитного поля, воздействует на рейку насоса преодолевая усилие пружины, изменяя количество впрыскиваемого топлива. С увеличением силы тока поступаемого от блока управления, сердечник, втягиваясь на большую величину и воздействуя на рейку, увеличивает подачу топлива. При отключении соленоида пружина прижимает рейку в положение остановки двигателя и прекращает подачу топлива.
На кулачковом валу ТНВД устанавливается зубчатый диск 11, который при вращении подает импульсы на индуктивный измерительный преобразователь. Электронный блок управления использует импульсные интервалы для вычисления частоты вращения коленчатого вала двигателя.
Датчик положения рейки подает сигналы для различных устройств на двигателе и автомобиле:
- сигнал о моменте переключения передач для гидравлической коробки передач
- сигнал для подачи максимальной порции топлива скоординированной с давлением наддува для соблюдения норм на дымность отработавших газов
- сигнал о нагрузке, как указание момента переключения для переключения передач в механической коробке передач
- сигнал для измерения расхода топлива
- сигнал для запуска рецеркуляции отработавших газов
- сигнал диагностики и др.
Датчик информирует о текущем положении рейки с точностью 0,2 мм.
Электронный блок управления сравнивает частоту вращения и другие параметры работы двигателя с целью определения оптимального количества подаваемого топлива (выражаемого как функция положения рейки). С помощью электронного контроллера сравнивается положение рейки насоса с конкретной точкой для определения значения тока возбуждения соленоида, который сжимает возвратную пружину. Когда отклонения определяются, регулируется ток возбуждения, обеспечивая смещение рейки насоса к более точному положению.Подача топлива к форсункам принципиально не отличается от механических ТНВД.
Однако в насосах с электронным управлением отсутствует муфта опережения впрыска и в них угол опережения впрыска управляется по сигналам, подаваемым от блока управления в электромагнитный клапан начала подачи топлива. В зависимости от величины силы тока поступающего в катушку электромагнитного клапана начала подачи топлива 6, его сердечник, преодолевая сопротивление пружины, втягивается в катушку на определенную величину, поворачивая при этом вал управления 7 регулирующей втулкой. В свою очередь вал управления связан с втулкой управления. При повороте вала управляющая втулка может приподниматься или опускаться. При обесточивании электромагнитного клапана вал под воздействием пружины переводит втулки в верхнее положение (поздний впрыск). Начало подачи может регулироваться при изменении положения втулок в пределах до 40° поворота коленчатого вала.
Инструментальная база для проведения ремонтных работ
Отметим тот факт, далеко не последнюю роль на обеспечение качества проводимого ремонта оказывают инструменты, применяемые при ремонте ТНВД рядного типа. В целях успешного осуществления соответствующих операций для насосов данного типа используется следующий инструмент:
Комплект оснастки для ремонта и регулировки ТНВД двигателей ЯМЗ и КАМАЗ.
- Съемник нагнетательных клапанов типа 4ТН, 6ТН, ЛСТН — 1 шт.
- Приспособление для разборки-сборки форсунок, головок и секций топливных насосов — 1 шт.
- Съемник муфты опережения впрыска (М24х1,5) — 1 шт.
- Съемник муфты опережения впрыска (М27х1,5) — 1 шт.
- Подставка для разборки муфты опережения впрыска — 1 шт.
- Приспособление для контроля положения рейки ТНВД ЯМЗ — 1 шт.
- Ключ для гайки крепления МОВ ЯМЗ и КА..мАЗ — 1 шт.
- Приспособление для ограничения выхода рейки ТНВД — 1 шт.
- Ключ обратный корректора ТНВД ЯЗТА (ЯМЗ) — 1 шт.
- Приспособление для замера активного хода плунжера ТНВД ЯМЗ, ЯМЗ 7511 — 1 шт.
- Ключ для разборки муфты опережения впрыска МАЗ, КА..мАЗ — 1 шт.
- Приспособление для разборки секций ТНВД КамАЗ — 1 шт.
- Приспособление индикаторное для измерения хода рейки ТНВД м.175 (Компакт-40) — 1 шт.
- Приспособление для натяжения рычага регулятора — 1 шт.
- Съемник клапанов — 1 шт.
- Приспособление для регулировки начала выключения подачи топлива при максимальном скоростном режиме ТНВД ЯМЗ — 1 шт.
- Съемник форсунки МАЗ — 1 шт.
- Моментоскоп — 1 шт.
- Ключ для отворачивания втулки ТДМ ЯМЗ — 1 шт.
- Рычаг для сжатия пружин толкателей — 1 шт.
- Калибр для настройки корректоров регуляторов ТНВД КА..мАЗ — 1 шт.
Комплект приспособлений для ремонта и регулировки ТНВД типа BOSCH «P».
- Приспособления для отжатия толкателей — 1 шт.
- Индикаторное приспособление для измерения высоты подъема плунжера — 2 шт.
- Торцевая головка мелкошлицевая для штуцеров ТНВД — 1 шт.
- Технологические гайки для разборки и регулировки регулятора — 1 шт.
- Идикаторное приспособление для измерения хода рейки — 1 шт.
- Приспособление для измерения угла поворота рычага управления подачей — 3 шт.
- Удлинитель к приспособлению поз.12 — 1 шт.
- Съемник секций ТНВД — 1 шт.
- Фиксаторы толкателей эксцентриковые — 2 шт.
- Фиксаторы толкателей эксцентриковые — 1 шт.
- Съемник муфты грузов — 1 шт.
Для диагностики рядных ТНВД с электронным управлением необходимо следующее оборудование:
БНС предназначен для проведения на регулировочном стенде обкатки, регулирования и диагностики топливной аппаратуры семейства 136 и 179 производства ОАО «ЯЗДА», поставляемой на комплектацию и в запасные части к двигателям ЯМЗ уровня «Евро-3».
БНС выполняет следующие функции:
- установка рейки ТНВД в требуемое согласно выбранному режиму работы положение;
- запись основной управляющей программы в ЭБУ;
- запись базовых настроек для конкретной модели ТНВД в ЭБУ;
- подстройка ВСХ цикловых подач с сохранением настроек в ЭБУ;
- проверка подвижности рейки ТНВД.
Устройство ДД-3810, для тестирования рядных топливных насосов высокого давления (ТНВД) с электронным управлением, ориентированное для применения в условиях станций технического обслуживания при помощи разъема-переходника.
Контролируемыми параметрами являются:
- Положение рейки дозатора (мм);
- Постоянное напряжение с выхода контролера (mВ).
Информация о положении рейки и соответствующему ему напряжению с выхода контролера (тест-план), предоставляется производителем насоса.
Коррекция соответствия положения рейки дозатора напряжению с выхода контролера осуществляется путем механической регулировки начального положения рейки дозатора.
Блок настройки ТНВД сервисный БНС-1 (предназначен для диагностики ТНВД 136 и 179 семейства производства ОАО «ЯЗДА»)
ПОРЯДОК ПРОВЕРКИ И РЕГУЛИРОВКИ ВЕЛИЧИНЫ И РАВНОМЕРНОСТИ ПОДАЧИ ТОПЛИВА
В справочнике Вы можете получить информацию о диагностике и регулировки ТНВД типа 175-01, 173-11, 176.6-11, 176.6-01, в разделе присутствует информация о контрольных значениях при диагностики данных ТНВД.
- Регулировочные данные ТНВД 133-10, 133-30, 133-20, 135-10, 173-01, 173.6-20, 173-11, 173-30, 175.01, 175-40, 175-50, 175-60, 175-70.
- Регулировочные данные Топливной Аппаратуры 36,77 двигателей ММЗ
- Регулировочные данные Топливной Аппаратуры 337-20 двигателей Ка..маз
- Регулировочные данные Топливной Аппаратуры двигателей ЯМЗ
- Тест-планы ТНВД РE8P с электронным управлением устанавливаемых на автомобилях КА..мАЗ